ПОЛИГРАФИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Деканы: В.Н. Масютин (1920), В.Д. Фалилеев (1921), Павлинов (1921–1925), Н.А. Шевердяев (1925–1929), Н.Ф.Лапин (1929–1930).
Факультет с самых первых шагов мыслился как «производственный» – «печатный». Уже в 1921 был принят заказ на выполнение подарочного альбома для делегатов III конгресса Коминтерна. В дальнейшем в учебном плане факультета производственная практика занимала наибольшее по сравнению с другими факультетами время и проходила в собственной типографии Вхутемаса–Вхутеина.
В процессе эволюции совершался переход от простого применения графических печатных техник для создания книг, плакатов и другой продукции к художественному конструированию книги как единого организма. Важнейшую роль в этом процессе сыграло преподавание Фаворским «Теории композиции» и «Теории книги» как основы этой деятельности, включавшей наряду с исследованием чисто формальных моментов анализ изобразительности и необходимость серьёзного обучения рисунку. Важное влияние на творческие поиски студентов оказал курс «Анализ перспективы», который читал Флоренский.
В отличие от многих других факультетов, полиграффак в целом на всём протяжении своей деятельности сохранял целевую направленность и стабильность педагогических основ, что не избавляло его от горячих дискуссий внутри педагогического коллектива. Споры против гегемонии гравюрных техник велись с двух фронтов: со стороны машинного производства, требующего большего доверия техническим, фотомеханическим процессам, и со стороны художников, стремившихся к свободным техникам (рисунок, акварель). Хотя в эти годы в полиграфическом искусстве ярким и влиятельным течением был конструктивизм, на полиграфическом факультете он не получил серьёзного развития. Проводником конструктивистских идей на факультете был Н.Н.Купреянов.
Большой в масштабах Вхутемаса факультет с самых первых шагов делился на отделения. Так, книгопечатным отделением (и, соответственно, типографией) заведовал Н.И.Пискарёв, ксилографским – Фаворский, фотомеханическим – П.Е.Ефимов, отделение металлической гравюры возглавлял И.И.Нивинский, литографское – Фалилеев, с 1925 – Купреянов. После реорганизации в 1926 осталось три отделения: книгопечатно-ксилографское (высокой печати), офорта и фотомеханики и литографское. Все специальности были ориентированы на производство печатной продукции, и в первую очередь книги.
В разное время на отделении книги преподавали К.С.Вахрамеев, А.И.Горюнов, П.Е.Ефимов, Купреянов (лаборатория шрифта), Н.Ф.Лапин, А.И.Ларионов, Пискарёв, Фаворский и другие. Печатные техники вели: ксилографию – Павлинов, И.Н.Павлов, Фаворский; литографию – В.П.Белов, В.А.Ватагин, Г.Т.Горощенко, И.В.Игорянинов, К.М.Костюков, Купреянов, Д.С.Моор, Фалилеев, М.А.Филиппов; офорт, металлогравюру и фотомеханические процессы – Н.А.Гусев, П.Ефимов, С.З.Константинов, П.С.Ксидис, Ю.К.Лауберт, М.Я.Леонтьев, А.В.Манганари, Масютин, Нивинский, И.К.Смирнов, Н.П.Тихонов, Шевердяев; рисунок преподавали Бруни, Герасимов, Горощенко, Кардовский, Купреянов, Львов, Митурич, Нивинский, Павлинов, Фаворский, Фалилеев.
Факультет выпустил 183 студента с дипломом технолога-полиграфиста и художника-полиграфиста с разделением на конструктора полиграфических форм и организатора художественных форм.
(По материалам статьи Н. Адаскиной ВУТЕМАС-ВХУТЕИН //Энциклопедия русского авангарда изобразительное искусство архитектура, том III история. Теория, Кн. 1. — С.102-111).