КЕРАМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Деканы: А.В.Филиппов (1920–1923), А.П.Казанцев (1923–1926), Чайков (1926–1927), С.Г.Туманов (1929–1930).

Керамический факультет был создан по инициативе профессора I ГСХМ Филиппова, который мыслил факультет как «техническую школу по керамике», направленную на массовое производство бытовых вещей, хотя сам имел богатый опыт архитектурно-декоративной ­керамики. Усилиями Филиппова шла работа по совмещению художественных и утилитарных задач: предметы (преимущественно посуда) должны были создаваться с использованием рационального принципа формообразования и внимания к потребительским качествам вещи. Этот подход был близок идеям производственного искусства. Уже в 1921 факультет получил первый заказ – роспись посуды для III конгресса Коминтерна на Дулёвском фарфоровом заводе, где студенты проходили производственную практику.

Факультет был образован на весьма скудной базе керамических мастерских, существовавших в I ГСХМ. По первому учебному плану 1920 предполагалось два отделения: керамическое и стекольное. Но было открыто только керамическое. В 1926 была предпринята попытка объединить керамический факультет со cкульптурным в развитие идеи формального анализа по принципу работы с объёмом. На короткий срок это было осуществлено. На этой почве возникли конфликты Казанцева с Чайковым, пытавшегося провести в жизнь эту идею. Уже в 1927 керамический факультет снова обрёл самостоятельность в связи с усилением во Вхутемасе тенденции подготовки кадров непосредственно для промышленности. На факультете было три кафедры – проектирования, технологии и художественной композиции.

В привнесении художественных основ в воспитание на керамическом факультете дизайнеров для фарфоровой промышленности много сделал Татлин. Здесь он также читал курс «Культура материала». Татлин увлекал студентов идеями «органической» формы, рассчитанной на чувственное восприятие.

В разное время на керамическом факультете преподавали Н.П.Гаттенберг, М.В.Егоров, И.С.Ефимов, Казан­цев, Кузнецов, Куприн, Мухина, Нисс-Гольдман, Татлин, Туманов, Филиппов, Чайков, Штеренберг и другие.

Было выпущено 23 художника-технолога по керамике.

(По материалам статьи Н. Адаскиной ВУТЕМАС-ВХУТЕИН //Энциклопедия русского авангарда изобразительное искусство архитектура, том III история. Теория, Кн. 1. — С.102-111).