ПРОПЕДЕВТИКА
ПЕРВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Л. Попова вместе с А. Весниным вели одну из мастерских живописного факультета. Они начинали с такого весьма необычного задания. Требовалось разработать один цвет в разных фактурах. Например, доска прямоугольного формата (небольшого размера) покрывалась масляной краской одного цвета (чаще всего черного или красного), а затем вся плоскость делилась линиями на несколько частей (четыре и более), каждая из которых …
Пропедевтическая дисциплина Графика началась с первого задания в мастерской Родченко на живописном факультете в сентябре 1921 года.
«Мы собрались в назначенную мастерскую в ожидании прихода Родченко… В мастерскую вошел человек, по своему внешнему облику не то летчик, не то автомобилист. Его одежда была такова: бежевая куртка военного покроя, галифе серо-зеленого цвета …
Осенью 1920 г. Б. Королев и А. Лавинский возглавили мастерскую на скульптурном факультете. До начала занятий в этой мастерской студенты в основном занимались лепкой живой натуры. На всех учеников произвел большое впечатление совершенно необычный натюрморт, поставленный А. Лавинским в сентябре 1920 года в качестве натуры для первого задания. На подставке стоял цилиндр, к нему был прислонен поставленный на угол куб, на подставке по диагонали был положен двутавр …
С появлением на на Архитектурном факультете двух новаторских центров – ОБМАС и мастерская Голосова и Мельникова, сформировались две новые методики архитектурной пропедевтики на базе психоаналитического метода Ладовского и теории построения архитектурных организмов И. Голосова. В 1922-1923 годах методика Ладовского была положена в основу как архитектурной пропедевтики, так и пропедевтической дисциплины Пространство…
Пропедевтические дисциплины, созданные Н. Ладовским, А. Родченко, Л. Поповой, А. Весниным, А. Лавинским и Б. Королевым, стали настоящим открытием в творческой методологии ВХУТЕМАС. Они несли в себе явное влияние аналитической стадии развития изобразительного искусства – кубизма, кубофутуризма, супрематизма, но не это определяло их роль в процессе обучения студентов. Важно было то, что впервые удалось создать комплекс органически дополняющих друг друга пропедевтических художественных курсов, которые одинаково успешно могли быть использованы при первоначальной подготовке студентов различных факультетов. В этом заключается огромное методическое значение первых пропедевтических дисциплин, сформировавшихся в единую систему к 1922/1923 учебному году.
Пропедевтические курсы ВХУТЕМАСа создавались преподавателями, которые состояли в ИНХУКе (Институт художественной культуры), где в этот момент разрабатывался «объективный метод» анализа художественных произведений. Пропедевтические дисциплины и созданное на их базе Основное отделение занимают особое место в структуре методов преподавания во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе. Именно эти дисциплины помогли превратить объединенные в одном вузе автономные факультеты в единое учебное заведение. Начиная с 1923 г., студенты ВХУТЕМАСа первые два года (с 1926 г. – один год) обучались на общем для всех факультетов Основном отделении, где художественная пропедевтика играла главную роль в первоначальной подготовке будущих архитекторов, живописцев, скульпторов, дизайнеров (инженеров-художников), театральных декораторов, текстильщиков, керамистов и полиграфистов.
В начале 20-х годов пропедевтические дисциплины формировались в недрах архитектурного (дисциплина «Пространство»), скульптурного («Объем») и живописного («Цвет», «Графика») факультетов сторонниками новаторских течений.
Комплекс пропедевтических дисциплин стал важнейшим достижением советской художественной педагогики. Авторы новаторских методик нашли и сформулировали те общие художественные закономерности, приемы и средства, которые необходимы художникам различной специализации. Для этого потребовалось, с одной стороны, абстрагироваться от конкретной будущей специализации художника, а с другой — снять с приемов и средств выразительности всякий налет традиционалистской стилистики. Чтобы сделать это, пришлось обратиться к самым простым и всеобщим композиционным закономерностям, средствам и приемам выразительности, которые можно вынести за скобки конкретной художественной профессии и конкретного стиля. Это и было сделано создателями пропедевтических дисциплин с поразительной научно-фундаментальной глубиной и художественным блеском.
Возникает вопрос — зачем это было нужно таким первоклассным художникам, архитекторам и скульпторам, как А. Веснин, А. Родченко, А. Лавинский, Л. Попова, Н. Ладовский, Б. Королев, В. Кринский и Н. Докучаев? С какой стати на самом ответственном этапе формирования нового стиля они занялись проблемами художественного воспитания первокурсников?
Дело, конечно, было не только (и даже не столько) в разработке учебной художественной пропедевтики, а в том, что пропедевтические дисциплины ВХУТЕМАСа на раннем этапе их формирования стали той творческой лабораторией, где проверялись художественно-композиционные средства и приемы новой стилистики.
Разумеется, в созданных в начале 20-х годов во ВХУТЕМАСе пропедевтических дисциплинах было много имеющих всеобщую ценность методов первоначального художественного воспитания. И все же было бы неверным абсолютизировать научно-обоснованную «объективность» созданного тогда комплекса пропедевтических дисциплин. При всей их художественной всеобщности они тесно связаны с новым стилем и не просто связаны, а на раннем этапе его становления способствовали его формированию.
Осенью 1920 года сторонники А. Родченко и объективного метода анализа искусства создают в ИНХУК (Институт художественной культуры) Рабочую группу, которая стала определять общую направленность Института. Сторонники «объективного метода» ориентировались на взаимодействие живописи прежде всего с архитектурой и скульптурой, в этом сказалось и влияние Живскульптарха.
Члены Рабочей группы объективного анализа ИНХУК стали тем ядром «молодой» профессуры ВХУТЕМАС, которая внедряла «объективный метод» преподавания и формировала пропедевтические дисциплины Основного отделения – Пространство, Объём, Графика, Цвет.
Если в 1920-1921 годах члены ИНХУК – преподаватели пропедевтических дисциплин главное внимание уделяли разработке методики преподавания на внутрифакультетском уровне, то в 1922 году они активно боролись за вывод пропедевтики в автономное Основное отделение. Этим сразу решались две задачи: 1. Возможность формировать методику преподавания без прямого контроля преподавателей специальных мастерских Живописного, Скульптурного и Архитектурного факультетов; 2. Укрепление связи пропедевтических дисциплин с производственными факультетами.
Рабочие группы архитекторов, конструктивистов и обжективистов во ВХУТЕМАСе соответствовали пропедевтическим дисциплинам Пространство (Н. Ладовский, Н. Докучаев, В. Кринский), Графика (А. Родченко и группа конструктивистов) и Цвет (Л. Попова и А. Веснин – члены группы обжективистов) и Объём (Б.Королев и А. Лавинский).
Проблемы объективизации средств и приёмов художественной выразительности в 1920-1921 годах разрабатывались одними и теми же людьми одновременно как во ВХУТЕМАСе (методы преподавания) так и в ИНХУКе (методы анализа), причем судя по всему разработка методов преподавания в ряде случаев опережала методы анализа.
На базе первых заданий «молодой» профессуры начинал внедряться «объективный метод» преподавания, ставший не только базой для формирования пропедевтических дисциплин, но и сыгравший в конечном счете решающую роль во ВХУТЕМАС.
К осени 1922 года концепция межфакультетской художественной пропедевтики была отработана преподавателями четырех дисциплин – Цвет, Графика, Объём, Пространство.
Изложено по С.О. Хан-Магомедов ВХУТЕМАС,
кн. 1, гл. Рабочие группы ИНХУКа и объективный метод, стр. 36-37