С появлением на на Архитектурном факультете двух новаторских центров – ОБМАС и мастерская Голосова и Мельникова, сформировались две новые методики архитектурной пропедевтики на базе психоаналитического метода Ладовского и теории построения архитектурных организмов И. Голосова. В 1922-1923 годах методика Ладовского была положена в основу как архитектурной пропедевтики, так и пропедевтической дисциплины Пространство .
Практическая необходимость заставила Ладовского перейти к выделению приемов построения объемно-пространственной композиции, основанных не на изучении классики, а на освоении основных элементов архитектуры.
«Как видно из задания, основной работой в нем является выявление для зрителя геометрических качеств параллелепипеда. Но что значит выявить геометрический образ? Разве в математически правильно построенном параллелепипеде мы увидим какую-либо другую форму – шар, конус , цилиндр и т.п. Нет мы в нём не увидим ни шара, на цилиндра и т.д., но мы также не увидим параллелепипеда с теми геометрическими качествами, которые дали в задании…
Можно ли допустить, чтобы архитектор, строя форму, не знал, как её будет воспринимать зритель? Такое допущение означало бы полную беспринципность и невозможность какого бы то ни было мастерства в области геометрической выразительности. Необходимо установить положение, что архитектурно-геометрическая сторона материальной формы заключается в такой её проработке, при которой зритель действительно видит её геометрическую характеристику в той мере, в какой это необходимо для данного случая». Н. Ладовский
Ладовский последовательно отрабатывал со студентами один «элемент архитектуры» за другим, сначала на отвлеченных заданиях, а затем сразу же на конкретных – так называемых производственных. Метод Ладовского привел к бурному генерированию профессиональных приемов и средств новой архитектуры.
Изложено по С.О. Хан-Магомедов ВХУТЕМАС,
кн. 1, гл. Рабочие группы ИНХУКа и объективный метод, стр. 36-37