ЦВЕТ

Л. Попова вместе с А. Весниным вели одну из мастерских живописного факультета. Они начинали с такого весьма необычного задания. Требовалось разработать один цвет в разных фактурах. Например, доска прямоугольного формата (небольшого размера) покрывалась масляной краской одного цвета (чаще всего черного или красного), а затем вся плоскость делилась линиями на несколько частей (четыре и более), каждая из которых имела свою фактуру: лаковую, матовую, шероховатую, сильно фактурную с использованием песка, угля и т.д. Главное, что надо было достичь такого эффекта, чтобы каждая часть одноцветной композици четко выделялась за счет своей фактуры. 

Сущность своей дисциплины они видели в том, чтобы студенты в заданиях изображали не впечатление от предмета, а сущность его цвета, отметая всё нехарактерное для данного живописного образа. Композиция, подчеркивали они, должна подчиняться определённой закономерности цвета, не быть намеренно случайной как у импрессионистов. Как и объём, цвет строит массу предмета, а не только окрашивает его. В 1922 году когда Попова и Веснин уже более развернуто сформулировали задачи  задачи преподавания этого общехудожественного элемента. На этом этапе они делили свою программу на две стадии: первая программа-минимум относилась к изучению цвета вне зависимости от будущей специальности студента, вторая программа-максимум к специальному изучению цвета с учетом конкретного факультета. 

Наиболее тщательно прорабатывалась программа-минимум, которая собственно и была общехудожественной пропедевтикой.  Попова и Веснин учитывали и тот факт, что объекты, над которыми работают студенты на специальных факультетах, по отношению к пространству могут быть и двухмерными (живопись, графика, текстиль и др.),  и трехмерными (архитектура, скульптура, керамика, металлические и деревянные изделия). В то же время задания давались общие для всех, чтобы студенты, которые работали в объёме, умели решать плоскость, а студенты, работавшие с плоскостью, развивали свое цветовое пространственное восприятие.  

Общая для всех программа-минимум по дисциплине включала четыре темы: Цветовой объём на плоскости, Цветовое пространство на плоскости, Сопоставление  цветовых материалов на плоскости, Сопоставление цветовых материалов в пространстве. К первой теме относилось изучение элементов цветового объёма – поверхности цилиндрические, сферические, конические, в виде двугранного угла, и основные композиционные схемы построения  по вертикали, горизонтали, диагонали, кресту, кругу и др. Затем студенты выполняли задания на основе анализа натюрморта и на заданную тему. Перед студентами ставилась конкретная задача – создать на плоскости объёмное пространство по кругу или вертикали, двум диагоналя, из объёмных элементов призмы или конуса, цилиндра и т.д., выявив диагональ справа налево или вертикаль снизу вверх. 

Вторая тема относилась к изучению цветовых фактурных отношений. Студенты учились видеть в цвете материализованную цветовую энергию и выявлять такие качества цвета как напряженность, вес, движение по трём  измерениям, скорость движения, механические свойства и т.д. 

Третья тема связана с изучением взаимодействия в одной композиции различных по цвету и фактуре материалов – черный лак, дерево, ткань, стекло фарфор, металл, фольга и т.д. По заданной композиционной схеме студенты сопоставляли три или пять материалов. Иногда задания на фактуру и на материал сближались по технике выполнения. Для сопоставления материалов в пространстве задавалась простая или сложная пространственная схема, от чего зависело и количество сопоставляемых материалов – от трёх до семи.   

Попова и Веснин призывали своих учеников анализировать реальные элементы объективного мира, стремиться вскрыть суть вещей, познать их природу.  

 

Изложено по С.О. Хан-Магомедов ВХУТЕМАС,

кн. 1, гл. Пропедевтика Л. Поповой и А. Веснина  – дисциплина Цвет.

С. 155–159.