Основное отделение создавалось усилиями коллектива художников-живописцев, скульпторов и архитекторов. Руководителями мастерских на основном отделении живописного факультета в 1920–1923 были Баранов-Россине, А.Веснин, Древин, Клюн, Осмёркин, Попова, Родченко, Удальцова, Г.В.Фёдоров и Экстер. Они написали программы отдельных мастерских. Каждая мастерская должна была решать специфическую формальную проблему. Так, Баранов-Россине вёл «Дисциплину одновременных форм и цвета», Клюн – «Плоскостное, цветовое и пространственное решение», Родченко – «Графическую конструкцию на плоскости», Попова и Веснин – дисциплину «Цвет» и так далее…
МАРХИ – вуз-наследник ВХУТЕМАСа. В 1930 г. Архфак ВХУТЕМАСа стал самостоятельным учебным заведением Архитектурно-строительным институтом, связи от которого тянутся к МАРХИ.
В то же время Архфак ВХУТЕМАСа наследовал таким мощным школам как: Московское дворцовое архитектурное училище; архитектурное отделение училища живописи ваяния и зодчества…
ОБМАС (Объединенные левые мастерские)
Образованы осенью 1920 на архитектурном факультет ВХУТЕМАСа лидером рационализма Н.А. Ладовским и его единомышленниками Владимиром Кринским и Николаем Докучаевым. Основы идейной составляющей мастерской были заложены в Живскульптархе в группе «Синтез искусств» в 1919, где рассматривалось взаимодействие архитектуры, скульптуры и живописи…
На живописном факультете главные проблемы вуза (борьба за объективные методы преподавания, за создание шедевров или искусства для массового адресата и другие) превращались в борьбу за или против станкового искусства. Объективность методики с 1922–1923 обеспечивала связь факультета с Основным отделением. Курс «Теории композиции» …
Металлообрабатывающий факультет возник в результате объединения нескольких мастерских Строгановского училища, сохранившихся в составе I ГСХМ, в которых осуществлялись различные процессы обработки металлов: монтировка, чеканка, литьё, скань. На первом этапе, совпавшем с внедрением Нэпа, деятельность факультета продолжалась как традиционное обучение ремёслам и создание практических изделий…
Формирование деревообделочного факультета из мастерских I ГСХМ близко к тому процессу, что происходил на метфаке.
Продолжая линию развития мастерских I ГСХМ, факультет занимался конструированием мебели и декоративной обработкой дерева, что стало главным направлением на дерфаке. Новые принципы преподавания на факультете стали внедряться с 1922 в связи с переходом на факультет педагогов Основного отделения Киселёва и Лавинского…
В 1926 деревообделочный и металлообрабатывающий факультеты были объединены в дерметфак (1926–1930).
Выдающиеся мастера авангарда Родченко, Лисицкий, Татлин формировали в своих учениках творческое дизайнерское сознание, адекватное реалиям ХХ века, в противостоянии, с одной стороны, критике со стороны художников – в «нехудожественности» и, с другой стороны, критике узких технических специалистов – в увлечении «художественностью». Учебные работы двух факультетов были высоко оценены на Международной выставке декоративных искусств в Париже в 1925…
Керамический факультет был создан по инициативе профессора I ГСХМ Филиппова, который мыслил факультет как «техническую школу по керамике», направленную на массовое производство бытовых вещей, хотя сам имел богатый опыт архитектурно-декоративной керамики. Усилиями Филиппова шла работа по совмещению художественных и утилитарных задач: предметы (преимущественно посуда) должны были создаваться с использованием рационального принципа формообразования и внимания к потребительским качествам вещи…
Факультет с самых первых шагов мыслился как «производственный» – «печатный». Уже в 1921 был принят заказ на выполнение подарочного альбома для делегатов III конгресса Коминтерна. В дальнейшем в учебном плане факультета производственная практика занимала наибольшее по сравнению с другими факультетами время и проходила в собственной типографии Вхутемаса–Вхутеина.
В процессе эволюции совершался переход от простого применения графических печатных техник для создания книг, плакатов и другой продукции к художественному конструированию книги как единого организма…
Так же, как и другие производственные факультеты, текстильный вырос из мастерских I ГСХМ. Повторяя специализацию Строгановских мастерских, на первых порах факультет имел три отделения: ткацкое, набивное и вышивальное; в 1923–1926 – набивное и ткацкое, в 1926 к ним добавилось трикотажное. Сохранялась и старая материальная база – ручные и механические ткацкие станки. Преподавали главным образом практики-текстильщики, стремившиеся вывести текстильное производство на новый уровень, оснастить учащихся теоретическими и историческими знаниями…
Активную роль на скульптурном факультете играли педагоги-новаторы. Главным идеологом и методистом факультета был Королёв. Скульптуру на рабфаке преподавал Бабичев. До 1923 скульптурные классы вёл Лавинский, пока не перешёл на деревообделочный факультет (как активный сторонник производственного искусства). Королёв выступал за приложение формальных принципов к фигуративным формам, его программы легли в основу деятельности факультета. После его ухода из Вхутемаса эти идеи во многом продолжил Чайков. В конце 1920-х возрастает интерес студентов к связям скульптуры и архитектуры…