ЖИВОПИСНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

Деканы: Г.В.Фёдоров (1920–1921), Ф.Ф.Федоровский (1921–1922), Шевченко (1922–1925), Р.Р.Фальк (1925–1927), Герасимов (1927–1929), Бела Уитц (1929–1930).

На живописном факультете главные проблемы вуза (борьба за объективные методы преподавания, за создание шедевров или искусства для массового адресата и другие) превращались в борьбу за или против станкового искусства. Объективность методики с 1922–1923 обеспечивала связь факультета с Основным отделением. Курс «Теории композиции», читавшийся Фаворским одновременно для всех отделений факультета, играл важную объединяющую роль. Студенты-живописцы готовились к общению с массовым зрителем через театральное оформление, монументальное искусство, агитационно-оформительскую работу. Последняя специализация более ярко реализовывалась на последнем этапе эволюции вуза – во Вхутеине, руководимом Новицким, и воплотилась в деятельности группы «Октябрь». Факультет состоял из трёх отделений.

Станковое отделение

На первом этапе мастерские педагогов-живописцев были продолжением индивидуальных свободных мастерских I и II ГСХМ. На базе методик Основного отделения в сентябре 1922 факультет был реорганизован – система индивидуальных мастерских была заменена курсовой системой, при которой руководитель, возглавлявший мастерскую, преподавал отдельные элементы общей программы. Шёл процесс вымывания и наиболее левых, и традиционалистов. Отделение в целом двигалось в русле эволюции «бубновалетцев», переходивших ко всё более реалистической достоверности форм, при этом как основной сохранялся принцип цветописи. На отделении в разные годы преподавали А.Е.Архипов, Баранов-Россине, Герасимов, Древин, Кандинский, Кардовский, Кончаловский, Кузнецов, Машков, Осмёркин, Фальк, Шевченко, Д.П.Штеренберг, во многих мастерских помимо живописи руководители сами вели и рисунок.

Театрально-декорационное отделение

Заведующими отделением были: Кузнецов (1921–1924), Куприн (1924–1925), Ф.Ф.Кондратов (1925), Шевченко (1925–1926), И.М.Рабинович (1926–1930). На первых порах отделение в большей степени продолжало традицию театральной декорации Строгановского училища, позднее главным направлением стало оформление праздничных шествий и агитационных акций. К 1927 отделение было переименовано в «декоративное».

В разные годы здесь преподавали: А.Веснин, Кондратов, Кончаловский, Куприн, Кузнецов, Лентулов, Рабинович, Уитц, Фёдоров, Федоровский, И.С.Федотов, Шевченко и другие.

Монументальное отделение

Заведующими отделением были Машков (1920–1924), Н.М.Чернышов (1924–1930). Здесь шёл несколько противоречивый процесс слияния приёмов древнерусской стенописи, энтузиастом изучения и внедрения которой был Чернышов, с необходимостью освоения новых форм изобразительности, новых приёмов и материалов. Важную роль в воспитании монументалистов играли ежегодные поездки по старым русским городам, изучение древнерусской живописи и курс реставрации. Студенты работали на реальных объектах во время практики и при выполнении курсовых и дипломных работ. Известными примерами являются коллективная дипломная работа по росписи казарм им. Ф.Э.Дзержинского в Москве (1929), роспись клуба «Пролетарий» (1930).

Наиболее влиятельными педагогами-художниками на монументальном отделении в разное время были Кузнецов, Машков, Чернышов. Курс «Основные принципы архитектуры» вёл Докучаев, Лисицкий в 1921 читал курс «Архитектура и монументальная живопись», Фаворский и Бруни преподавали рисунок.

Факультет выпустил наибольшее по сравнению с другими количество студентов – 545 человек.

(По материалам статьи Н. Адаскиной ВУТЕМАС-ВХУТЕИН //Энциклопедия русского авангарда изобразительное искусство архитектура, том III история. Теория, Кн. 1. — С.102-111).