МЕТАЛЛООБРАБАТЫВАЮЩИЙ, ДЕРЕВООБДЕЛОЧНЫЙ, ДЕРМЕТФАК

Металлообрабатывающий факультет

В 1920–1922 факультет назывался металлургическим. Деканами были Ф.Я.Мишуков (1920–1921), С.З.Константинов (1922), Родченко (1923–1926).

Металлообрабатывающий факультет возник в результате объединения нескольких мастерских Строгановского училища, сохранившихся в составе I ГСХМ, в которых осуществлялись различные процессы обработки металлов: монтировка, чеканка, литьё, скань. На первом этапе, совпавшем с внедрением Нэпа, деятельность факультета продолжалась как традиционное обучение ремёслам и создание практических изделий. Но уже в «Декларации факультета обработки металлов» (1921) была определена дизайнерская по сути форма деятельности будущих выпускников – создание «первообраза формы» для тиражирования её в машинном производстве, акцент делался на «художественной культуре», носителем и проводником которой является «художник-металлист».

В 1923 комиссия НКП по проверке деятельности Вхутемаса констатировала отсутствие учебных планов и программ, а также «единого подхода к разрешению задач, поставленных производственным факультетам». НКП потребовал «теснейшей связи Основного отделения со специальными факультетами». Эти требования совпадали с инициативой группы педагогов Основного отделения по созданию во Вхутемасе дизайнерского образования на основе идей конструктивизма. Следствием этого стал переход Родченко на металло­обрабатывающий факультет, который в связи с прекращением в 1923 деятельности Инхука стал своеобразным координирующим центром теории и методологии производственного искусства в целом. На 1922–1924 Родченко разработал учебный план метфака, включавший программу общего цикла профессиональных знаний и навыков (пропорции технических форм, комбинаторика и другое) и предполагавший два отделения – конструктивное и художественной обработки металла. Однако из-за малочисленности студентов от разделения на две специализации пришлось отказаться.

Технические предметы на факультете преподавались под руководством инженера С.Г.Малишевского. Дисциплины обработки металлов вели С.З.Константинов (гравюра на стали), В.Д.Соколов, С.А.Федотов.

Деревообделочный факультет

Деканы: Г.Н.Рычков (1920–1922), Киселёв (1922–1924), Б.Э.Томсон (1923–1924), В.А.Петров (1924–1925), Я.Ю.Милославский (1926).

Формирование деревообделочного факультета из мастерских I ГСХМ близко к тому процессу, что происходил на метфаке.

Продолжая линию развития мастерских I ГСХМ, факультет занимался конструированием мебели и декоративной обработкой дерева, что стало главным направлением на дерфаке. Новые принципы преподавания на факультете стали внедряться с 1922 в связи с переходом на факультет педагогов Основного отделения Киселёва и Лавинского. Они принесли на факультет и идеи конструктивизма. Причем, если Киселёв спокойно вошёл в работу факультета, то вокруг Лавинского возникли конфликты. Его упрекали в недостаточном знании производственных вопросов. Новое оживление началось на факультете с приходом уже на объединенный дерметфак в 1926 Лисицкого и в 1927 – Татлина. Лисицкий тонко сочетал в своих программах и заданиях практическую и художественную функции формы. Татлин разработал курс «Культура материала», который воспитывал чувство образной выразительности самого материала в противовес абстрактному геометризму конструктивистов.

В разное время на факультете преподавали: И.Варенцов, Киселёв, Н.Куржунов, Лавинский, Петров и другие.

Факультет обработки дерева и металла

В 1926 деревообделочный и металлообрабатывающий факультеты были объединены в дерметфак (1926–1930).

Деканы: Родченко (1926), Я.Ю.Милославский (1926–1929), К.Э.Родер (1929–1930).

Каждое отделение имело по две кафедры: обработки дерева (заведующий Родер), проектирование мебели и художественного оформления помещений (Лисицкий); обработки металла (С.Малишевский), художественного проектирования металлического оборудования и арматуры (Родченко).

На факультете работали: Константинов, Лахтин, Лисицкий, Родченко, Родер, Рычков, Татлин, С.Е.Чернышёв и другие.

Выдающиеся мастера авангарда Родченко, Лисицкий, Татлин формировали в своих учениках творческое дизайнерское сознание, адекватное реалиям ХХ века, в противостоянии, с одной стороны, критике со стороны художников – в «нехудожественности» и, с другой стороны, критике узких технических специалистов – в увлечении «художественностью». Учебные работы двух факультетов были высоко оценены на Международной выставке декоративных искусств в Париже в 1925.

За годы работы с 1927 по 1930 факультет выпустил 50 инженеров-художников по обработке дерева и металла.

(По материалам статьи Н. Адаскиной ВУТЕМАС-ВХУТЕИН //Энциклопедия русского авангарда изобразительное искусство архитектура, том III история. Теория, Кн. 1. — С.102-111).