ОСНОВНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ОСНОВНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

В разное время на Основном отделении и на других факультетах на живописно-цветовом концентре преподавали живопись и цветовую дисциплину Баранов-Россине, Веснин, Древин, А.И.Иванов, Истомин, Г.Г.Клуцис, Клюн, Осмёркин, Попова, Тоот, Удальцова, Фёдоров, Храковский, Экстер; на графическом – рисунок и графическую дисциплину вели Л.А.Бруни, С.В.Герасимов, Киселёв, П.И.Львов, П.В.Митурич, П.Я.Павлинов, М.С.Родионов, Родченко, Фаворский, Д.А.Щербиновский; на объёмно-пространственном дисциплину «объём» – Р.Р.Иодко, Королёв, Лавинский, В.И.Мухина, Н.И.Нисс-Гольдман, Чайков, Н.П.Ясиновский, а «пространство» – Балихин, С.В.Глаголев, Докучаев, М.П.Коржев, Кринский, Ладовский, И.В.Ламцов, С.А.Мочалов, В.А.Петров, А.М.Рухлядев, Ю.К.Спасский, М.А.Туркус и другие.

Деканами отделения ещё до его объединения на живописном факультете были Баранов-Россине (1920–1921) и Древин (конец 1921 – начало 1922); на скульптурном – Лавинский; общими для всех факультетов – Родченко (1922–1923), Истомин (1923–1926), В.С.Тоот (1926–1928), В.С.Балихин (1928–1929).

Основное отделение создавалось усилиями коллектива художников-живописцев, скульпторов и архитекторов. Руководителями мастерских на основном отделении живописного факультета в 1920–1923 были Баранов-Россине, А.Веснин, Древин, Клюн, Осмёркин, Попова, Родченко, Удальцова, Г.В.Фёдоров и Экстер. Они написали программы отдельных мастерских. Каждая мастерская должна была решать специфическую формальную проблему. Так, Баранов-Россине вёл «Дисциплину одновременных форм и цвета», Клюн – «Плоскостное, цветовое и пространственное решение», Родченко – «Графическую конструкцию на плоскости», Попова и Веснин – дисциплину «Цвет» и так далее.

Элеватор

Работа по дисциплине "Пространство". 1922 г. Автор: Владимиров В. Перспектива. Б., кар., тушь, акв., белила 43,5х57

Геометрическая композиция

Работа по дисциплине "Цвет". 1928 г. Автор: Колпакова В. Б., аппл.: дер. шпон, пластик, стекло, латунь, наждачная бумага, фольга 23х29

Основное отделение ВХУТЕМАС

Эскиз перспективы фасада

Работа по дисциплине "Пространство". 1922 г. Автор: Ламцов И. Б., кар. 31,5х22,5 27,5х13

На основном отделении скульптурного факультета в 1921–1922 учебном году работали С.Ф.Булаковский, Королёв, Лавинский и Равдель. Трое последних представили свои программы. Их усилиями была разработана дисциплина «Объём», основанная на принципе анализа отвлечённых форм – на опыте кубизма в живописи и скульптуре. Ладовский в рамках Объединённых мастерских архитектурного факультета (Обмас) на основе психоаналитического метода разработал свой вариант пропедевтики – дисциплину «Пространство», которое рассматривал как материал искусства и средство художественной выразительности.

К концу 1921 – началу 1922 основное отделение живописного факультета практически выделилось в самостоятельную организационную единицу, перестав подчиняться живописному факультету. К педагогам отделения (Веснин, Киселёв, Попова, Родченко) примкнули их единомышленники – представители архитектурного и скульптурного факультетов (Докучаев, Ладовский, Лавинский).

В марте 1922 была выдвинута программа преподавания четырёх дисциплин – пространственной, объёмной, графической и цветовой – в противовес традиционному обучению живописи, рисунку и скульптуре. Обучение было организовано по принципу освоения пространства различными видами искусства: каждую «дисциплину» – графическая конструкция, объёмная конструкция, пространственная конструкция – преподавали как вариации 1) на плоскости, 2) в объёме и 3) в реальном пространстве. 

В дальнейшем были сформированы три концентра: живописно-цветовой, объёмно-пространственный и графический, впоследствии преобразованные в плоскостно-цветовой, объёмный и пространственный.

Летом 1922 была утверждена программа, рассчитанная на учащихся всех факультетов Вхутемаса. Программа-минимум каждого цикла стала обязательной для всех студентов, на втором году обучения преподавали программу-максимум, приспособленную к задачам специальных факультетов.

Title

Description

Title

Description

С 1923 формально-аналитическая пропедевтика – «дисциплины Вхутемаса», – разработанная сначала порознь как пропедевтика архитектуры и пропедевтика беспредметной живописи, а затем получившая вектор пропедевтики производственного искусства, была расширена в области живописи и скульптуры до преподавания основ изобразительного искусства в его реалистических формах.

С 1926–1927 учебного года курс Основного отделения сокращается до одного года, а в 1929 (за полгода до расформирования Вхутеина) – до полугода. После закрытия отделения во втором полугодии 1929 его предметы были переданы на специальные факультеты.

Фото с Ладовским, ВХУТЕМАС

Фото с Ладовским

В разное время на Основном отделении и на других факультетах на живописно-цветовом концентре преподавали живопись и цветовую дисциплину Баранов-Россине, Веснин, Древин, А.И.Иванов, Истомин, Г.Г.Клуцис, Клюн, Осмёркин, ­Попова, Тоот, Удальцова, Фёдоров, Храковский, Экстер; на графическом – рисунок и графическую дисциплину вели Л.А.Бруни, С.В.Герасимов, Киселёв, П.И.Львов, П.В.Митурич, П.Я.Павлинов, М.С.Родионов, Родченко, Фаворский, Д.А.Щербиновский; на объёмно-пространственном дисциплину «объём» – Р.Р.Иодко, Королёв, Лавинский, В.И.Мухина, Н.И.Нисс-Гольдман, Чайков, Н.П.Ясиновский, а «пространство» – Балихин, С.В.Глаголев, Докучаев, М.П.Коржев, Кринский, Ладовский, И.В.Ламцов, С.А.Мочалов, В.А.Петров, А.М.Рухлядев, Ю.К.Спасский, М.А.Туркус и другие.

(По материалам статьи Н. Адаскиной ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН //Энциклопедия русского авангарда изобразительное искусство архитектура, том III история. Теория, Кн. 1. — С.102-111)