НАСЛЕДИЕ

НАСЛЕДИЕ

В стенах ВХУТЕМАС царила своеобразная атмосфера. Учебный процесс был насыщен духом свободного творчества и новаторскими концепциями. В соседних аудиториях работали мастера разных направлений, которые порой придерживались принципиально полярных идей и мнений. После занятий студенты продолжали свои творческие поиски-эксперименты, создавая декорации в театре Мейерхолдьда, работая над плакатами «Окон РОСТа» вместе с Маяковским. Архитекторы проектировали Красный стадион и участвовали во всех объявлявшихся в то время архитектурных конкурсах.

Это время было заряжено таким мощным потенциалом «твори-придумывай-пробуй», что даже в годы официального забвения, наследие ВХУТЕМАС исподволь продолжало влиять на преподавание основополагающих дисциплин в архитектурно-художественных вузах. Реабилитация ВХУТЕМАС в его правах в 80-е гг. подняла новую волну интереса к изучению творческих проектов и новаторских подходов в сфере архитектурно-художественного образования.

 

Видео-реконструкции проектов студентов ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа

Наследие Конструктивизма явилось отправной точкой для развития художественного конструирования, которое сегодня называется «дизайном». Это новаторское время породило множество открытий. Работы художников-конструкторов в 20-е гг. до сих пор актуальны для современного дизайна и открывают в себе дух новаторства. Дизайнеры XXI века обращаются к опыту ВХУТЕМАС, потому что те же задачи стоят и перед современными дизайнерами. Реконструкции дают возможность проанализировать процесс дизайна и собрать ценнейший материал в ходе этой работы.

Проекты А. Родченко, а также его студентов из ВХУТЕМАСа А. Ахтырко, И. Морозова, Д. Заонегина и З. Быкова были инновационными для своего времени, а некоторые и по сей день остаются в авангарде. Например «Универсальный трансформирующийся стол» Морозова предлагает вариант организации рабочего места художника или дизайнера – ведь  решения, которое подходит всем не существует до сих пор.

В процессе работы энтузиасты изучают весь доступный иллюстративный материал, эскизы, чертежи, фотографии того времени, а также реконструкции, которые были выполнены. 

Собранный материал позволяет приступить к созданию 3D-модели объекта и затем перевести её в видеореконструкцию, чтобы продемонстрировать конструкцию объекта, его возможности и способы трансформации. К этому прилагается дополнительный материал – эскизы, чертежи, фотографии использования объекта. Данный способ интерпретации материала не только наиболее полно рассказывает о проекте, но и преподносит данную информацию в увлекательной и современной манере, что увеличивает интерес к наследию дизайна в общем и конструктивизма, в частности.

Над реконструкцией работали Филипп Шебаршин и Наталья Аверьянова

дизайнеры студии «Diseño Libre» (Испания) 

под руководством Александра Лаврентьева.