ГРАФИКА

Пропедевтическая дисциплина Графика началась с первого задания в мастерской Родченко на живописном факультете в сентябре 1921 года. 

«Мы собрались в назначенную мастерскую в ожидании прихода Родченко… В мастерскую вошел человек, по своему внешнему облику не то летчик, не то автомобилист. Его одежда была такова: бежевая куртка военного покроя, галифе серо-зеленого цвета; на ногах черные штиблеты и серые обмотки. На голове черная кепка с огромным глянцевым кожаным козырьком… Без всяких предисловий, оглядев всех нас (нас было человек 20), молча принялся устанавливать натюрморт из принесенных им вещей. Мы увидели, что эти вещи повторяли цвета его одежды: бежевый, черный блестящий и черный матовый, несколько оттенков серых и т.д.   этом натюрморте отсутствовали вещи, которые все привыкли видеть в современной живописи. Не было в нем ни ярких тканей, ни румяных яблок, ни расписной, богатой орнаментом посуды. На фоне куска фанеры, несколько отступая, стоял лакированный квадрат. Справа выгнутая фигура, вырезанная из  алюминия. Здесь же стоял рулоном свернутый белый лист бумаги. На ближайшем плане справа – серая с синим отливом фотографическая ванночка и на самом первом плане стеклянный пузырек, подматованный изнутри. Натюрморт стоял на высокой деревянной подставке на уровне глаз… Первую работу он нам предоставил делать самостоятельно, так, как каждый понимает её».

Стержнем пропедевтической дисциплины Графика был курс графической конструкции на плоскости, в котором Родченко внедрял в сознание своих учеников представление о линии как об элементе, позволяющем “конструировать и созидать”. Для этого на первой стадии работы со студентами он приучал их поэтапно переходить в процессе работы с натюрмортом от обычного тонового изображения через контурный рисунок – к линейно-конструктивному построению. Позже студенты сразу переводили натюрморт из традиционных объектов в линейно-конструктивное построение. 

Сердцевиной пропедевтики “Графическая конструкция на плоскости” являлся взаимосвязанный цикл отвлеченных заданий, который был разработан Родченко в 1921 году. 

Родченко предлагал студентам три серии заданий. 

Первая серия

На прямоугольном листе бумаги создать композицию из простейших линейных геометрических форм: прямоугольник, круг и треугольник (при усложнении задания один или два элемента удваиваются) с размещением их по вертикали, горизонтали, диагонали, крестообразно, по двум диагоналям, углом (влево, вправо, вниз или вверх)в виде свободного построения. 

Вторая серия

Решение композиционных задач при изменении конфигурации картинной плоскости. 

Вместо прямоугольника берется поле в виде ромба, круга, треугольника, эллипса. К геометрическим фигурам добавляются линии или вся композиция строится из свободно расположенных прямых или вписанных в круг ломаных линий или две картинные плоскости частично входят одна в другую. 

Третья серия 

Выявление пространственной глубины на плоскости. 

Все те же геометрические фигуры количество элементов в композиции увеличивается. При этом часто в конкретном построении используется лишь один (прямоугольник) или два типа геометрических фигур (прямоугольник и круг, прямоугольник и треугольник). Глубина выявляется или за счет различия цвета контура фигур или за счет использования аксонометрического построения прямоугольных плоскостей, или при совмещении обоих приемов. При этом в пространственном аспекте решаются все те же композиционные задачи – построения по горизонтали, вертикали, диагонали, углом  и т.д. 

Задача усложняется, когда врезаются друг в друга две фигурные картинные плоскости и разыгрывается пространственное взаимодействие помещенных в них различных по композиции плоскостных построений. 

Эти три серии представляют собой последовательное усложнение задач по созданию отвлеченных графических линейно-конструктивных построений. 

 

 

Изложено по С.О. Хан-Магомедов ВХУТЕМАС,

кн. 1, гл. Пропедевтическая дисциплина А. Родченко

“Графическая конструкция на плоскости”. С. 160-168