ОБЪЁМ

Осенью 1920 г. Б. Королев и А. Лавинский возглавили мастерскую на скульптурном факультете.  До начала занятий в этой мастерской студенты в основном занимались лепкой живой натуры. На всех учеников произвел большое впечатление  совершенно необычный натюрморт, поставленный А. Лавинским в сентябре 1920 года в качестве натуры для первого задания. На подставке стоял цилиндр, к нему был прислонен поставленный на угол куб, на подставке по диагонали был положен двутавр, а наверху цилиндра располагалась архитектурная деталь. Преподаватель попросил учеников не буквально вылепить из глины эту композицию, а передать своё видение в её своеобразном пластическом преломлении. Это и было начало пропедевтической дисциплины Объём

У истоков пропедевтической дисциплины Объём стояли три скульптора – Б.Королёв, А. Лавинский и А. Бабичев. Королёв и Лавинский были последователями кубизма в скульптуре, поэтому в методике преподавания скульптурной пропедевтики оказались причудливо перемешаны аналитические приёмы “объективного метода” и стилистика кубизма. На первом этапе преобладали приёмы кубизма, что помогло преодолеть сложившиеся у студентов образные стереотипы. 

Начальная программа состояла из отвлечённых заданий. Студентам предлагались простые геометрические формы, из которых требовалось создать композицию. Студенты не только скульптурного, но и других факультетов должны были решать задачи на объёмную композицию с заданными свойствами. Например, выявить объём в пространстве, показать соотношение весов объёмов, выразить динамику, показать взаимопроникновение тел и т.д. Использовать для этого определённый набор предметов или форм – шар, куб, параллелепипед, цилиндр, конус, пирамиду. Давались и такие задания: создать отвлечённую композицию из  набора различных элементов – плоскость, цилиндр, трос, проволока, используя в частности и соотношение различных материалов. 

В композициях с живой натуры студенты также создавали кубистические композиции. 

А. Бабичев никогда не увлекался кубизмом и его подход к скульптурной пропедевтике был лишен концептуально-стилистического налета. Он считал, что студенты в процессе создания объёмно-пластической композиции должны двигаться от простого к сложному. Являясь членом группы объективного анализа ИНХУКа, Бабичев в своей педагогической деятельности стремился внедрить “объективный метод” преподавания с его поэлементным анализом средств и приёмов художественной выразительности. Бабичев много внимания уделял разработке материалов для этой геометрической пропедевтики. Работы его студентов лишены какого-либо влияния кубизма, Это действительно учебные композиции на сочетание и влияние простых геометрических форм в самом чистом виде. 

Преподавая на Рабфаке, Бабичев не спешил выводить начинающих скульпторов на сложные фигуративные композиции, так как в этом случае обесценивался последующий для них пропедевтический курс во ВХУТЕМАС. Поэтому на Рабфаке он выстраивал курс от простого к сложному – от предварительных общескульптурных навыков к глубокому усвоению объёмно-композиционных закономерностей с использованием пластических сочетаний простых геометрических форм. 

Овладев этими навыками, учащиеся попадали в руки преподавателей дисциплины Объём. 

Изложено по С.О. Хан-Магомедов,  ВХУТЕМАС,

кн. 1, гл. Пропедевтика А. Лавинского, Б. Королева и А. Бабичева – становление дисциплины Объём.

С. 169-172.