Ефим Равдель – первый ректор ВХУТЕМАС

Ефим Равдель – первый ректор ВХУТЕМАС

Ефим Равдель родился в мещанской семье. В 1914 – вольнослушатель скульптурного отделения МУЖВЗ, с 1915 – на военной службе. В 1918 – художник-декоратор пензенского театра Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов «Просвещение», оформил десять спектаклей: «Каширская сторона», «Бесприданница» и др. С апреля 1918 г. – заведующий Отделом искусств пензенского губсовета, на этом посту развернул активную работу. В ходе реализации плана монументальной пропаганды к столетию основного идеолога социализма Карла Маркса, Равдель выполнил шестиметровую фигуру Маркса из окрашенной глины и гипса, торжественно открытую на Соборной площади Пензы 1-го мая 1918 г. Статую убрали в ночь на 7 мая: это был первый временный памятник Советской России. Появление подобного памятника вызвало широкий общественный и политический резонанс.

С июля 1918 – комиссар и уполномоченный Отдела ИЗО НКП по реформированию Пензенского художественного училища (ПХУ) в Пензенские СГХ М. Для организации празднования годовщины Октябрьской революции разработал сценарий гуляний и проект оформления города, провёл закладку нового памятника  Марксу и устроил карнавальное шествие по улицам.

В 1919 создал и возглавил губернский подотдел по делам музеев и охране памятников искусства и старины. По согласованию с музейной комиссией Наркомпроса сформировал выставку из 79 работ художников-авангардистов для экспонирования в Екатеринбурге, Вятке, Пензе, Уфе, златоусте и Перми с целью поддержать проводившуюся в этих городах реформу художественного образования.

Помимо этого в течение 1918-1919 провел целый ряд краткосрочных организационно-художественных мероприятий: публичные лекции и открытые диспуты по вопросам литературы и искусства, городские художественные выставки, создание «Народной студии рисования, живописи и лепки», где Равдель преподавал лепку и рисунок. Пробовал себя как журнальный иллюстратор. На 1-й государственной выставке картин и скульптуры в Пензе  (1919) представил «Портрет Баранова» и «Фигуру-эскиз к портрету».

В июле 1920 как уполномоченный отдела Изо НКП участвовал в конференции учащих и учащихся в Москве, где ему было предложено взять на себя задачу организационного объединения  I и II СГХМ Москвы в новое «специальное художественное высшее художественно-промышленное учебное заведение» ВХУТЕМАС. Принял участие в разработке положения о Вхутемасе и стал его первым ректором с 10 июля 1920 по март 1923г. Авторитарно вводил так называемые методы производственного обучения (то есть обучения в процессе исполнения конкретного художественного заказа), более свойственные  производственно-прикладным, художественно-техническим  специальностям. Заняв жёсткую позицию по отношению к ранее сложившимся методам обучения в мастерских (особенно на факультетах живописи и скульптуры), всячески поддерживал все новаторские методы обучения, благодаря которым сложилась знаменитая школа ВХУТЕМАС.

Скорее всего, большой объём административной и общественной работы не позволял ему посвящать время творчеству. Сохранилась кубистическая гипсовая «Фигура архитектора», атрибутируемая как портрет Д.П. Бурышкина. Сохранились сведения об его участии в постановке «Мистерии-буфф» Маяковского в июне 1921 в роли художника-декоратора.

После отставки весной 1923 г. выехал за границу. Сведения о его дальнейшей жизни и деятельности отсутствуют. 

(По материалам статьи Д. Димакова Ефим Равдель //Энциклопедия русского авангарда изобразительное искусство архитектура, том II Биографии Л-Я. С.287)