Обмас (Объединенные левые мастерские)
Образованы осенью 1920 на архитектурном факультет ВХУТЕМАСа лидером рационализма Н.А. Ладовским и его единомышленниками Владимиром Кринским и Николаем Докучаевым. Основы идейной составляющей мастерской были заложены в Живскульптархе в группе «Синтез искусств» в 1919, где рассматривалось взаимодействие архитектуры, скульптуры и живописи. Важную роль на процесс поиска новых творческих концепций оказал Борис Королёв и деятельность возглавляемой им скульптурной артели ГСХМ II (1919-1920), которую посещали Ладовский, Докучаев и другие. Именно в Обмасе, созданных для экспериментальной проработки данных идей и подготовки «нового поколения» архитекторов, была сформирована одна из главных новаторских дисциплин того времени – дисциплина Пространство, оказавшая неоценимое влияние на архитектурно-художественное образование. В основе педагогической и творческой концепции Обмаса – «психоаналитического метода» – лежали два принципа: определение «пространства» главным материалом архитектуры и признание первостепенного значения проблемы восприятия архитектуры человеком.
Обмас просуществовал три года. Каждый учебный год Ладовский методически прорабатывает курс, совершенствуя и дополняя его. Структура нового пропедевтического курса строилась на чередовании отвлеченных (работа с абстрактными геометрическими объемными формами) и производственных (проектирование архитектурных объектов) заданий, выполняя которые, студенты выявляли те или иные свойства форм и пространства (геометрические свойства, масса и вес, ритмы и пропорции в пространстве). Чередование заданий позволяло применять опыт работы с абстрактной формой и выработанные композиционные приемы в проектирование реальных архитектурных объектов. Другой отличительной чертой дисциплины является подача отвлеченных и производственных объектов в виде макетов или перспективных изображений. Введение подобного метода проектирования позволяло максимально полно развить пространственной мышление обучающегося и вырабатывать новые приемы и средства художественной выразительности. Таким образом в мастерских постепенно формировался новый объемно-пространственный язык архитектуры.
Одновременно Ладовский создает программу обучения для старших курсов, так как помимо новоприбывших студентов, в Обмас переводятся многие студенты, прошедшие обучение на I и II курсах в мастерских И. Жолтовского и В. Щусева. Так, в 1920 в мастерские пришли В. Балихин, С. Мочалов, В. Красильников, Г. Гольц, Н. Тихонов. Ладовскому пришлось считаться с полученными ими ранее знаниями и ускоренно внедрять психоаналитический метод. В качестве тем для преддипломных работ на 1920-1921 студентами были предложены следующие: крупное общественное здание на площади большого города (библиотека у Мочалова и Балихина), проект «архитектурной обработки Никитского бульвара» (Гольц и Тихонов), двухквартирный жилой дом (Красильников). Система проектирования предполагала осмысление формы по примеру пропедевтических и производственных заданий на выявление тех или иных композиционных свойств. Вначале студентам было предложено выделить основную концепцию в эскизах. Затем изготавливался макет в глине (с использованием картона, бумаги и других материалов), и наконец, окончательной вариант макета обмерялся, и по нему выполнялись чертежи. В то же время традиционалисты работали с плоским чертежом, проекциями, а макет рассматривался лишь как перевод уже законченного проекта в объём. Путё введения основанных на логическом анализе формы композиционных задач Ладовский добивался от студентов собственных оригинальных идей, а не копирования существующих памятников архитектуры.
С образованием Основного отделения дисциплина Пространство была принята учебным советом Вхутемаса. Как обязательный предмет для всех факультетов. В первый год давались отвлеченные задачи, во второй – производственные, с учетом спецификации студента. Ладовский и Докучаев в это время преподавали только на архитектурном факультете, продолжая развивать идеи рационализма на более сложных пространственных проектах студентов старших курсов. Кринский с учениками первого потока Обмас (Ламцов, Туркус, Петров и др.) возглавляют курс пространство. Именно они восстановят идеи дисциплины в курсе объёмно-пространственной композиции МАИ в 1960-е гг.