Владимир Фаворский
Второй ректор ВХУТЕМАС. 1923-1926
У многих исследователей ВХУТЕМАС сложилось мнение, что его расцвет начался с приходом Фаворского на пост ректора. Из всех трех ректоров ВХУТЕМАС Фаворский выделяется как творческая фигура: блестящий художник, выдающийся теоретик искусства и талантливый педагог он пользовался большим авторитетом среди профессоров и студентов.
Фаворский родился в Москве в 1886 году, в семье адвоката. В 1905 г он уехал в Германию. В Мюнхене обучался рисунку и живописи в школе Шимона Холлоши. Одновременно с изучением рисунка и живописи посещал занятия на искусствоведческом отделении философского факультета. В 1907 г. вернулся в Москву. В том же году Фаворский поступил на историко-филологический факультет Московского университета. В 1913 г. он окончил искусствоведческое отделение этого факультета. В своей дипломной работе «Джотто и его предшественники» Фаворский попытался проанализировать сложность пространственных отношений в живописи итальянского проторенессанса.
Встав во главе ВХУТЕМАС Фаворский не поддержал внедрение идей производственного искусства. Весной 1923-го года, когда он стал ректором, в учебном заведении назревала конфликтная ситуация. Сторонники нового типа художественно-технической школы считали, что руководство недостаточно радикально реформирует структуру и методику преподавания; старая профессура хотела покончить с экспериментами и вернуться к нормальной академической учебе. Усилия повысить роль производственных факультетов не увенчались успехом.
Фаворский понимал, что проблема структуры ВХУТЕМАС одна из самых сложных среди доставшихся ему в наследство от прежнего руководства. Комиссия ИНХУК, которая проводила ревизию учебного заведения в 1922-1923 годах, требовала ликвидировать Основное отделение и создать индустриальный факультет или “объединение индустриальных факультетов”. Фаворскому предстояло высказать собственное мнение об этих изменениях.
Летом 1923-го года были разработаны “Основы построения ВХУТЕМАСа как вуза”, в которых Фаворский дал первый предварительный ответ на содержательные и структурные вопросы, стоящие на повестке. Обучение планировалось строить на таких общих принципах “ от общего художественного-пластического образования через специальное художественное к профессиональному”.
В области структуры предлагалось:
Во-первых, закрепить обязательное для всех двухгодичное Основное отделение, в котором все художественные дисциплины были разделены на три концентра: 1) плоскостно-цветовой (вскоре из него был выделен графический концентр); 2) объемно-пространственный; 3) пространственно-объемный (затем его назвали пространственный).
Во-вторых, из восьми специальных факультетов с двухгодичным сроком обучения четыре (Живописный, Скульптурный, Архитектурный и Графический) предлагалось сохранить как автономные факультеты, а четыре производственных объединить в один Индустриально-производственный с четырьмя специальностями: металлообрабатывающая, деревообделочная, керамическая и текстильная.
А. Луначарский поддержал новое руководство ВХУТЕМАС и в октябре 1023 года одобрил предложенные планы и программы.
Концепции Фаворского отвечало сохранение Основного отделения и его укрепление в структуре. Но структурное выделение производственных факультетов было явной уступкой с его стороны нарастающему движению за внедрение во ВХУТЕМАС идей производственного искусства.
Фаворский видел в Основном отделении не просто набор художественных дисциплин, а рассматривал его структуру как фундамент, на котором вырастает структура специальных факультетов. Фаворский быстро понял , что структурное объединение четырех производственных факультетов объединит коллектив “темадеков” (“темадек” – сокращение, единое название для текстильного, металлообрабатывающего, деревообделочного и керамического факультетов) и приведет к консолидации сторонников производственного искусства. Фаворский считал правильным построить построить структуру ВХУТЕМАС, исходя из не столько из конечного результата работы конкретного специалиста (архитектора , живописца, керамиста и др.), а из близости художественно- пластических средств и приемов, которыми пользуется мастер в процессе творчества.
В соответствии с новым Положением ВХУТЕМАС состоял из Основного отделения и четырех факультетов: Плоскостно-цветового, Объемного, Пространственного и Педагогического. Существовавшие восемь факультетов должны были объединиться в три новых следующим образом: Плоскостно-цветовой включал в себя Графическое, Живописное и Текстильное отделения; Объемный факультет– скульптурное и Керамическое; Пространственный – Архитектурное, Деревообделочное и Металлообрабатывающее отделения. Планировалось, что продолжительность обучения во ВХУТЕМАС составит пять лет, из них два года пройдет на Основном отделении и полгода займет дипломная работа.
Дискуссии о структуре ВХУТЕМАС продолжались практически все три года ректорства Фаворского. Основное отделение удалось отстоять и оно оставалось важным стабилизирующим фактором. Но со структурой специальных факультетов так и не удалось разобраться до конца.
Во время своего ректорства Фаворский продолжал настаивать на превращении ВХУТЕМАС в художественно-техническое учебное заведение, в котором не отдавалось бы предпочтения производственным факультетам. Такая позиция Фаворского хоть и получила поддержку многих профессоров, но всё-таки сталкивалась с противодействием сторонников производственного искусства. Сам Фаворский настаивал на построении ВХУТЕМАС по формальному, а не по производственному признаку.
При ректорстве В. Фаворского Графический факультет постепенно отделился от группы производственных факультетов. Под влиянием Фаворского он постепенно превращался в место подготовки художников-графиков, а не специалистов полиграфического и мастеров печатного дела. Большое внимание Фаворский уделял таким ручным методам как гравюра (на дереве или линолиуме), офорт, литография, причем некоторые из них возрождались в 20- е годы как вид графического искусства и ВХУТЕМАС стал важным центром развития ксилографии, литографии и офорта.
В “Общей резолюции о состоянии ВХУТЕМАСа…”, принятой в 1925-1926 годах, говорилось: “Правление считает необходимым изъять нездоровое и неправильное подразделение ВХУТЕМАСа на факультеты чисто художественные и чисто производственные. Такое подразделение искажает задачи и природу ВХУТЕМАСа. Возникнув из соединения художественно-промышленного Строгановского Училища и Училища живописи, ваяния и зодчества , ВХУТЕМАС должен был органически синтезировать элементы одного и другого и развиваться в новый тип художественно-технического вуза… Тем не менее практика и структура ВХУТЕМАСа до сих пор основываются на неправильном принципиальном различии художественных и производственных факультетов и задач… ВХУТЕМАС не является ни чисто художественным, ни чисто техническим вузом, но является вузом художественно-техническим… Все факультеты ВХУТЕМАСа являются одинаково производственными и одинаково художественными…. Критерием для структурного деления ВХУТЕМАСа не может быть принцип формально-эстетический. Таковым может быть только принцип производственный”.
Это было фактическим поражением Фаворского в борьбе за создание единой структуры ВХУТЕМАСа, за продолжение структуры Основного отделения на специальных факультетах.
В 1923-1926 годах из всех производственных факультетов ВХУТЕМАС (включая и полиграфический) не было выпущено ни одного специалиста, в то время как другие факультеты только в 1925 году выпустили 122 человека ( Архитектурный – 16, Живописный – 93, Скульптурный – 13). Такое положение объясняется тем, что на производственных факультетах проводилось более решительная перестройка программ и методов обучения.