Павел Новицкий

Третий ректор ВХУТЕМАС. 1926

В начале мая 1926 года во ВХУТЕМАС  появился новый ректор  Павел Иванович Новицкий. Это был энергичный человек, критик и социолог. В отличие от В.Фаворского он  был свободен от узкоцеховых предпочтений, не имел четко выраженных  художественных концепций формообразования. Он появился в Москве незадолго до назначения ректором ВХУТЕМАС: после окончания гражданской войны он заведовал отделом Наробраза в Наркомпросе Крымской АССР, работал редактором газеты «Красный Крым», преподавал в Таврическом университете. С 1922 года работал в Наркомпросе РСФСР в Москве, заведовал отделом музеев и Художественным отделом Главнауки Наркомпроса. Поэтому не имел групповых интересов в московской художественной среде и не был связан с предшествующей историей.

Новицкий обнаружил, что ВХУТЕМАС, созданный как “специальное высшее техническо-промышленное учебное заведение, имеющее целью подготовить художников-мастеров высшей квалификации для промышленности” за шесть лет деятельности поставленную задачу не выполнил. Соотношение  между производственными и непроизводственными дисциплинами создавало угрозу самоликвидации ряда производственных факультетов и в первую очередь основных индустриальных факультетов  – Метфака и Дерфака. 

С самого начала своего руководства Новицкий сделал ставку на Архитектурный и производственные факультеты, то есть именно те, которые готовили специалистов для самых развивающихся сфер художественного творчества. В это время шли процессы формирования новой архитектуры и дизайна, которые все больше определяли общие художественные процессы. 

Новицкий в своих выступлениях, докладах и статьях предстает как активный сторонник производственного искусства и конструктивизма. Это проявилось и в его отношениях с преподавателями Архитектурного и производственного факультетов – наиболее близки ему были конструктивисты. 

Одним из первых действий сокращение срока обучения на Основном отделении с двух лет до одного с перенесением предметов на второго года обучения (в том числе и общехудожественных) в структуру специальных факультетов. Такая организационная перестройка пошла на пользу производственным факультетам, которые получили возможность на год раньше начинать специализацию студентов. 

В 1927 году в ноябрьском выпуске газеты ВХУТЕМАС Новицкий, подводя итоги своего ректорства, обращает внимание на те проблемы, которые ещё предстоит решить. Он отмечает, что производственные факультеты “ещё не превратились в опытные учебные лаборатории крупнейших отраслей советской промышленности”. Но особенно он недоволен положением дел на изобразительных факультетах: “Живописный и скульптурный факультеты не стали частью общепролетарского дела… Стилистические особенности господствующей в ВУЗе импрессионистической техники враждебны суровой решительности революционной эпохи. Сосредоточенная сила, мужественная решимость и острое проникновение целей требует твердой отчетливости очертаний, форм и колорита. Активное настроение, чувство самоуверенности и классового самоутверждения не имеют ничего общего с рыхлым и расплывчатым сезаннизмом. Мощное сознание целей требует вещественности, фигурности, композиционных заданий, идейной насыщенности”. В этой же статье он ставит общие задачи, призывая к их выполнению: ”Необходимо добиться максимальной социальной полезности, действительности от наших факультетов… Наш Вуз должен готовить современных людей, индустриальных художников, организаторов жизни”.

Новицкий проводил линию на выполнение тех задач, которые были поставлены перед ВХУТЕМАСом декретом о его создании. Он неизменно напоминал в своих выступлениях и статьях, что ВХУТЕМАС согласно этому декрету готовит “художников-мастеров высшей квалификации для промышленности”. 

В 1929 году во вводной статье к сборнику “ВХУТЕИН” Новицкий как бы обобщая опыт своего руководства ВХУТЕМАСом, разъяснил свое понимание этого высшего учебного заведения в подготовке “художников нового типа”. Он разделили эти задачи на две основные группы – обслуживающих промышленность (в основном это производственные факультеты) и обслуживающих культурно-полиграфические потребности (остальные факультеты), отдавая предпочтение первой группе. “Искусство, достигшее высших качественных степеней, должно обслуживать прежде всего промышленность, т.е. массовое машинное производство общественно необходимых вещей <…> Целый ряд областей промышленности не могут обойтись без художников-технологов и художников-инженеров”. В их число, по мнению Новицкого,  входили текстильная, фарфоро-фаянсовая, стекольная и майлоковая, полиграфическая, создание внутреннего оборудования жилых и общественных зданий, транспорта, создание бытовой вещи, художественное оформление быта. Поэтому производственные факультеты рассматривали как центр подготовки “новых художников индустриальной культуры”. 

В период ректорства Новицкого изобразительные факультеты – Живописный, Скульптурный, тоже рассматривали с позиции формирования художников нового типа. Они должны были готовить прежде всего специалистов “для культурного социалистического строительства”, готовить не художников вообще, а художников специалистов, которые должны уметь выполнять конкретные работы производственного характера”. 

Курс на подготовку специалиста нового типа Новицкий начал проводить сразу же после своего вступления в должность ректора. Все, что происходило во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе в 1926–1930 годах, было подчинено цели изменения структуры учебного заведения, оттачиванию навыков выпускаемых специалистов и программ обучения. 

Особо выделял Новицкий сферу архитектуры, считая что архитектор является “основным типом нового художника”, тем самым сближая архитектурный факультет с производственным. 

При активном содействии Новицкого была официально оформлена творческая организация архитекторов-конструктивистов Объединение современных архитекторов (ОСА) и начал выходить журнал «Современная архитектура» (СА); Новицкий входил в состав редколлегии СА (1926—1930). В 1925 году входил в состав правления Государственного института истории искусств. В 1926 году возглавлял комиссию Наркомпроса по оценке конкурсных проектов Мавзолея В. И. Ленина. В 1928 году  он стал одним из инициаторов создания объединения работников новых видов художественного труда «Октябрь», являлся активным его членом. Выступил редактором вышедшего в 1931 году сборника статей объединения.