Краткая справка

ВХУТЕМАС (1920-1927)

ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские) – всемирно известный комплексный архитектурно-художественный вуз эпохи авангарда. ВХУТЕМАС вместе с немецкой школой Баухаус сформировали основы мировой архитектуры и дизайна ХХ века.

Образован в Москве осенью 1920 г. путем слияния Первых и Вторых Свободных Государственных художественных мастерских (I и II СГХМ, созданных в ходе Первой реформы художественного образования в 1918 г. на базе Строгановского художественно-промышленного училища и Училища живописи, ваяния и зодчества). Располагался в двух зданиях, принадлежавших училищам: на  ул. Рождественка  (ныне комплекс зданий МАРХИ) и ул. Мясницкая (ныне здание РАЖВЗ Ильи Глазунова).

Создание ВХУТЕМАСа стало результатом Второй реформы художественного образования, которую проводил Наркомпрос РСФСР с июля 1920 г.  Согласно Декрету СНК от 18.12.1920 г. ВХУТЕМАС имел целью «подготовить художников-мастеров высшей квалификации для промышленности». Здесь учились специалисты по всем направлениям и видам искусства, архитектуры, дизайна: живописцы, скульпторы и графики, архитекторы и художники театра, керамисты, текстильщики и полиграфисты, проектировщики мебели и внутреннего оборудования жилых и общественных зданий.  

Этапы развития школы связаны с именами трех ректоров:

________________

во ВХУТЕМАСе преподавали крупнейшие мастера советского искусства

С начала первого учебного года (1920) в структуре ВХУТЕМАСа были образованы восемь факультетов: архитектурный, живописный, скульптурный, полиграфический, металлообрабатывающий и деревообделочный, текстильный и керамический.

В мастерских шли поиски объективных научных основ художественного образования широкого профиля, на основе уникальных новаторских методик разрабатывались концепции пропедевтических дисциплин:

На Архфаке сформировались два отделения:

В структуру Живфака входили три отделения: станковое, театрально-декорационное и монументальное.

Выпускники Скульптфака  получали квалификацию в области монументальной, декоративной и портретной скульптуры.

Большое внимание уделялось практической стороне обучения на производственных факультетах. Здесь формулировались основные принципы нового вида творческой деятельности – художественного конструирования (дизайна).

 

Важным событием для ВХУТЕМАСа стало участие во Всемирной выставке в Париже летом 1925 г., на которой  демонстрировались лучшие работы студентов Архфака, Дерфака и Метфака, а за представленный новаторский курс пропедевтических дисциплин ВХУТЕМАС получил Гран-при.

 

Важным событием для ВХУТЕМАСа и архитектурного сообщества стала Международная выставка СА во ВХУТЕМАСе в августе 1927 г. (организатор – ректор Новицкий).


 

В сентябре 1927 г. ВХУТЕМАС был переименован во  ВХУТЕИН (Высший художественно-технический институт). В результате этой перестройки должна была усилиться ориентация вуза на подготовку специалистов для дерево- и металлообрабатывающей промышленности, керамического и текстильного производства, полиграфии.

Осенью 1930 г. ВХУТЕИН был расформирован.

Архфак и архитектурное отделение МВТУ образовали АСИ (с 1930 г. – МАИ, с 1970 г. – МАРХИ).

Живфак и Скульптфак были объединены с соответствующими факультетами ленинградского ВХУТЕИНа в Институт пролетарского искусства.

Производственные факультеты были переданы инженерно-техническим  вузам Москвы.

Полиграффак был соединен с полиграффаком ленинградского ВХУТЕИНа, образовав художественное отделение московского Полиграфического института (ныне Политех).

Текстильный факультет стал художественным отделением вновь созданного Текстильного института (ныне РГУ им. А.Н. Косыгина).

С воссозданием Строгановского училища (1945 г.) была возрождена подготовка специалистов в области дизайна, интерьера, прикладного искусства (ныне МГХПА им. Строганова).

Педагогическая система, разработанная во ВХУТЕМАСе, была унаследована ведущими художественными вузами России.

 

Справку составили: Иванова-Веэн Л.И., Лаврентьев А.Н.


В настоящее время учебные работы, выполненные студентами ВХУТЕМАСа, оцениваются наравне с произведениями художников русского авангарда, и находятся:

в собрании художественных музеев России — ГМИИ им А.С. Пушкина, Государственной Третьяковской галерее, Всероссийском музее декоративного искусства, ГНИМА им. А.В. Щусева;

в собрании вузовских музеев — МАРХИ, РГУ им. А.Н. Косыгина, МГХПА им. Строганова;

за рубежом — в Музее Гетти (Лос-Анджелес), Музее Людвига (Кельн), Центре Помпиду (Париж), Канадском центре архитектуры (Монреаль).