ИСТОРИЯ

ИСТОРИЯ

«Можно представить себе, какой огромностью, своего рода космической системой, был ВХУТЕМАС, состоявший как бы из планетарных миров, факультетов, орбиты которых заполнены множеством планет и спутников личностей. Легко вообразить, как они то испытывали притяжение друг к другу, сплачивая всю систему, то, наоборот, взаимно отталкивались, напрягая, разрывая ее. Действительно, история ВХУТЕМАСа многомерна, противоречива. Теоретические идейные дискуссии, творчески профессиональные, практические и методические споры, естественно сопровождающие рождение всякого нового дела, происходили во ВХУТЕМАСе в атмосфере постоянного глубокого конфликта между художественными факультетами, прежде всего живописным, большинство преподавателей которого хотели восстановить традиционную систему художественного воспитания (а потому требовали реформирования Основного отделения), и производственными факультетами, многие из руководителей которых стремились к гегемонии и мечтали подчинить весь институт интересам только нового — дизайнерского образования».

Л. Жадова, журнал «Декоративное искусство СССР», 1970 г., № 11 (156)

Высшие художественно-технические мастерские

История ВХУТЕМАС становится более понятной, если иметь представление о событиях, происходивших двумя годами ранее. Созданию ВХУТЕМАС предшествовала «Первая реформа художественного образования» (по определению известного исследователя С. Хан-Магомедова). После событий Октябрьской революции 1917 г. Совет народных комиссаров начал реформировать большинство сфер общественной, социальной и политической жизни. Во главе процесса реорганизации всех областей, связанных с культурой и просвещением, встал Анатолий Луначарский – первый Нарком просвещения.

На смену дореволюционной модели художественного учебного заведения пришел новый тип – Свободные Государственные Художественные мастерские (СГХМ), которые в большей мере соответствовали  идеологии революционных перемен. Испытывая трудности с организацией учебного процесса в новом ключе, СГХМ отличались от «устаревших» институций  тем, что для поступления требовалось только личное желание кандидата: сдачу экзаменов отменили, начальное образование не являлось обязательным. Основой обучения различным видам искусства стали индивидуальные мастерские, где известные художники в свободной манере рассказывали о базовых принципах и передавали свой опыт учащимся.

В 1918 г. в Москве открылись Первые СГХМ на ул. Рождественка, 11 (ныне МАрхИ) и Вторые СГХМ на ул. Мясницкая, 21 (ныне Российская академия живописи, ваяния и зодчества). I и II ГСХМ представляли собой преобразованные Строгановское промышленное училище и бывшее Училище живописи, ваяния и зодчества.

СГХМ послужили фундаментом для создания ВХУТЕМАС в 1920 г. Высшие художественно-технические мастерские разместились в учебных аудиториях на  Рождественке и Мясницкой.

Пр. № 595, п.1

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ О МОСКОВСКИХ ВЫСШИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ

  1. Московские Высшие Государственные Художественно-Технические Мастерские есть специально художественно-промышленное учебное заведение, имеющее целью подготовить художников-мастеров высшей квалификации для промышленности, а также инструкторов и руководителей для профессионально-технического образования.

18 декабря 1920 г. В.И. Ульянов (Ленин)

Свою деятельность ВХУТЕМАС начал осенью 1920 г.  Он состоял из художественных (живописный, скульптурный, архитектурный) и производственных (полиграфический, текстильный, керамический, деревообделочный и металлообработки) факультетов.

На производственных факультетах шла подготовка художников нового типа — создающих окружающую человека предметную среду (бытовые вещи, орудия труда, жилой и общественный интерьеры и т.п.).

Во Вхутемасе преподавали А.Е. Архипов, Д.Н. Кардовский, Н.А. Ладовский, А.М. Родченко, В.Е. Татлин, Л.М. Лисицкий, В.А. Фаворский и др.

Принципиальный замысел новаторских методик ВХУТЕМАС в сфере архитектурно-художественного образования  –  освободить педагогику от  закосневших догм и схем академической школы. Вопреки распространенному  мнению ВХУТЕМАС не отрицал опыта и не пытался избавиться от наследия классиков. Педагоги-новаторы такие как Родченко, Попова, Клуцис, Ладовский, Королев предлагали свои передовые методики как более созвучные времени и новой роли архитектора в обществе и в художественной среде.

На Основном отделении первые два года приобретали общую художественную культуру все студенты ВХУТЕМАСа. Здесь они знакомились с основными видами пространственных искусств, с их общими, объединяющими чертами и с особыми специфическими качествами. Студенты изучали основные элементы и средства художественного формообразования: цвет, пространство, поверхность, объем, а также методы и язык композиционного творчества — пропорции, ритм, динамику, контрасты, закономерности зрительного восприятия предметной среды. Здесь закладывались универсальные основы для всех художественных специальностей, и уже тем самым в корне подрывалось их прежнее деление на «высшие» и «низшие, производственные».

ВХУТЕМАС унаследовал индивидуальную педагогику от Свободных мастерских. В ходе изживания индивидуальных мастерских почти на каждом факультете сформировалась своя, особая система педагогики, как правило, более плодотворная там, где она была связана с влиянием крупной творческой личности. Это прежде всего школа Фаворского на печатно-графическом факультете. На Архитектурном факультете, где до 1926 года было два отделения, — классической архитектуры и новейших исканий, — это академическая педагогика И. Жолтовского и, с другой стороны, педагогика, развивавшаяся под преимущественным воздействием психоаналитического метода преподавания, созданного и развиваемого Н. Ладовским.

Во ВХУТЕМАСе стремились создавать научные объективные основы художественного образования, дающие «в руки средства» достижения высокого профессионализма. Это находило свое выражение и в общем содержании образования, и прежде всего преподавании собственно художественных дисциплин. Известно, что пропедевтический полугодовой курс Баухауза был посвящен только общепластической подготовке и вели его художники — сначала И. Иттен, потом Й. Альберс и Л. Моголи-Надь. Двухлетнее Основное отделение ВХУТЕМАСа было гораздо более сложным организмом. Здесь работал большой коллектив преподавателей: давалось и общепластическое образование и закладывались основы общей эрудиции, «основного» образования. Оно строилось комплексно, на стыке трех видов дисциплин — художественных, научно-технических и гуманитарно-общественных. Теоретически-практическое художественное образование как бы получало опору в общеобразовательном и специально-научном. Важнейшей тенденцией в педагогике ВХУТЕМАСа было стремление к объективизации собственно художественного образования. Квинтэссенцией этих тенденций являются пластические курсы Основного отделения.

(По материалам исследований Л. Жадовой и Н. Адаскиной)

Добавить комментарий