ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН
1920 - 1930
краткая историческая справка
ВХУТЕМАС

История ВХУТЕМАС

В 1917 г. началась реорганизация всей системы художественного образования в стране. По решению Наркомпроса осенью 1918 г. во многих городах были созданы учебные заведения нового типа - Свободные государственные художественные мастерские (СГХМ). Основной идеей их создания был отход от академических методов обучения, введение новой системы организации индивидуальных мастерских. Каждому студенту предоставлялось право учиться в мастерской избранного им руководителя, студенты могли также участвовать в органах управления. ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские) был образован в ноябре 1920 года в Москве, путем слияния Первых и Вторых СГХМ, созданных в 1918 году на базе Строгановского художественно-промышленного училища и Училища живописи, ваяния и зодчества. Учебные корпуса располагались по адресам: Рождественка, 11 и Мясницкая, 21. ВХУТЕМАС стал важнейшим центром формирования новой системы образования и нового художественного стиля в России. Целью этого учебного заведения была «подготовка художников-мастеров высшей квалификации для промышленности, а также инструкторов и руководителей для профессионально-технического образования», что зафиксировано в Постановлении Совета Народных Комиссаров о Мастерских, которое было подписано В.И. Лениным 18 декабря 1920 года. В соответствии с этим Постановлением СНК, «на подготовительный курс при мастерских в первую очередь принимаются рабочие, причем никакой специальной подготовки для поступления на этот курс от них не требуется». Первые три года происходило формирование курса пропедевтических дисциплин. Обучению студентов после прохождения подготовительного курса предшествовала пропедевтическая подготовка на Основном отделении, включавшем дисциплины «Цвет», «Объем», «Пространство» и «Графика». Пропедевтические дисциплины и созданное на их базе Основное отделение занимают особое место в структуре методов преподавания во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе. Именно эти дисциплины помогли превратить объединенные в одном вузе автономные факультеты в единое учебное заведение, в котором сформировалась одна из первых в ХХ веке дизайнерских школ.

ВХУТЕМАС объединял факультеты: архитектурный, живописный, скульптурный, факультет по обработке дерева и металла, полиграфический, текстильный, керамический.

Во главе ВХУТЕМАСа на протяжении десяти лет его существования стояли, последовательно сменяя друг друга, три ректора: Е.В. Равдель (1920-1923 гг.), В.А. Фаворский (1923-1926 гг.), и П.И. Новицкий (1926-1930). Личность ректора влияла на общую направленность работы ВХУТЕМАСа, на выделение приоритетных целей и задач, структуру учебного заведения, состав преподавателей и многое другое.

ВХУТЕМАС объединил архитекторов и художников различных творческих направлений, став крупнейшим художественным центром. В методике и программах ВХУТЕМАСа особенно ярко проявились идеи художественного авангарда, противопоставившего себя академическому искусству.

В ноябре 1927 г. ВХУТЕМАС был переименован во ВХУТЕИН - Высший художественно-технический институт (приказ ректора П.И. Новицкого от 27 октября 1927 г. о переименовании вуза). В первые годы структура вуза сохранялась, но уже в 1929 году было ликвидировано Основное отделение. Однако методика обучения и тематика учебных проектов принципиально не изменились.

Отличительной чертой творческой направленности и методов обучения ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа было взаимодействие различных видов искусств, создание комплексного художественно-технического учебного заведения. Эта школа была одним из центров формирования авангарда, прежде всего, архитектурного. В творчестве и теоретических взглядах выдающихся педагогов ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа и работах их учеников, освоивших принципиально новые методы проектирования, нашли воплощение идеи нового стиля - конструктивизма.

В 1930 г. ВХУТЕИН в ходе общей реформы высшего образования был расформирован. Основная часть факультетов была преобразована в самостоятельные институты (Текстильный, Полиграфический и др.) или передана в специализированные вузы. Так, Живописный и Скульптурный факультеты вошли в состав ленинградского Института пролетарского изобразительного искусства. Архитектурный факультет ВХУТЕИНа был объединен с архитектурным и фабрично-заводским отделением инженерно-строительного факультета МВТУ и на их основе был создан Архитектурно-строительный институт (АСИ), переведенный в административное здание ВХУТЕМАСа на Рождественке, 11. С 1933 года АСИ был переименован в МАИ — Московский архитектурный институт, а с 1970-х годов во избежание путаницы аббревиатура вуза стала звучать как МАРХИ. Фонд Музея МАРХИ, связанный с различными сторонами учебного процесса ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа, в настоящее время включает около семисот единиц графических и шестисот единиц документальных материалов по истории различных факультетов. Многие произведения ВХУТЕМАСа из собрания Музея МАРХИ являются истинными шедеврами русского авангарда мирового значения.

 

Статьи по теме: 

Опыт сюжетной пропедевтики. А.Н. Лаврентьев, проректор по научной работе, профессор МГХПА им. С.Г. Строганова, искусствовед, дизайнер, автор книг о конструктивизме. КАК.ру 03.17.2001 


Они строили наш, новый мир. ВХУТЕМАС готовится отметить 90-летие. Анна Ильичева, зав. отделом музяе МАРХИ, куратор галереи ВХУТЕМАС. Газета "Московская перспектива" 19.10.2010 

 

ВХУТЕМАС в Баухаузе. Баухауз во ВХУТЕМАСе. История двух путешествий

Татьяна Эфрусси, студентка исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, сотрудник музея МАРХИ. Журнал "Архитектура. Строительство. Дизайн" 2010 г. 

 

 

ИЗДАНИЯ МУЗЕЯ МАРХИ:

 

«От ВХУТЕМАСа к МАРХИ. 1920–1936». Архитектурные проекты из собрания Музея МАРХИ. Издательство А-Фонд. М., 2005 г.

 

Издание представлет учебные, дипломные и творческие проекты выпускников и преподавателей учебных заведений Москвы, готовивших архитекторов в 1920-1930-х гг.: ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа, МПИ-МИГИ, МВТУ, АСИ-МАИ. В книгу вошли как подлинные произведения, так и редкие фотографии с проектов и макетов, собарнные Музеем МАРХИ в 1989 - 2004 гг. Большая часть материалов публикуется впервые. 

читать книгу